Трэйси Хэмлин: «Меня вдохновляет сама жизнь!»

Трэйси Хэмлин: «Меня вдохновляет сама жизнь!»

27.12.2019

Выступление иностранных джазовых вокалистов на небольшой, но уютной сцене арт-кафе ДИ «Нефтяник» становится доброй традицией. На этот раз к уже знакомому сургутскому зрителю квинтету Андрея КОНСТАНТИНОВА, которого отличает умение организовывать интересные международные проекты, присоединилась певица Трэйси ХЭМЛИН (США), исполнившая джазовые и соул-композиции, в том числе своего сочинения.

Мощный, чарующе-обволакивающий, с волнующими переливами голос в одну секунду перенёс сургутян из заснеженной Сибири на пляжи влажной Флориды и лазурные берега Карибских островов. Это было незабываемое путешествие в лето. Путешествие в сопровождении брызжущего солнцем голоса гостьи с другого материка, которая в преддверии концерта рассказала «ПРОарту» о своём впечатлении от нашей страны и о том, чем для неё является музыка, которую она исполняет.  

– Трэйси, как родилась идея интернационального проекта и где вы познакомились с Андреем Константиновым?

– Мы познакомились в Facebook благодаря нашему общему другу из Нью-Йорка. Андрей написал мне, мы начали общаться, и через год у нас родился такой проект.

– Это у вас первый совместный тур?

– Да, но не последний, я надеюсь. Мне очень хочется вернуться. Да и Андрея мы уже пригласили в Америку, чтобы сделать совместный концерт уже там.

– Вы впервые в России?

– Нет, в России я в седьмой раз. Но до этого я была только в Москве. И приезжала не как сольная вокалистка, а вместе с Глорией Гейнер. Впервые я путешествую по России и впервые даю свои концерты. Мы уже были в Иркутске, Новосибирске, теперь вот в Сургуте, далее едем в Тюмень и Екатеринбург.

– Оправдались ли ваши ожидания от наших зрителей? И вообще, какое у вас сложилось впечатление от увиденного?

– Конечно, ты никогда не знаешь, чего ожидать, переживаешь, как всё сложится. Тем более, Сибирь. Для нас же это другая планета! Но всё складывается удачно. Я уже встретила очень много удивительных людей, и все такие добрые, дружелюбные. Большое впечатление произвели музыканты. В Иркутске я впервые услышала, что кто-то может в точности сыграть так, как звучит композиция в записи. Это была пианистка Диана, которая ещё только учится на джазовом отделении. А ещё у вас в России очень вкусно готовят!

– А есть ли разница между нашими музыкантами и американскими инструменталистами?

– Нет. У музыкантов одни и те же проблемы во всём мире. Кстати, мне больше всего нравится работать с молодыми музыкантами, которые ещё голодны. А вообще, всё зависит от конкретного человека. Кто-то играет так, как мне нужно, кто-то по-своему. Последнее не всегда устраивает. Ведь тот, кто сочиняет музыку, хочет, чтобы её играли именно так, как она звучит у него в голове.

– Некоторые музыканты говорят о том, что джаз – это музыка, которая объединяет мир. И ваш проект, кстати, яркое тому доказательство. Согласны ли вы с этим утверждением?

– Абсолютно согласна. Есть, конечно, такие истории, когда политики запрещают исполнять те или иные песни, и это ужасно, но музыка способна преодолеть эти разногласия. Ведь музыка – это язык универсальный, межнациональный.

Что же касается джаза… Есть люди, которые любят джаз. Есть люди, которые не любят его, потому что не понимают. Но даже те, кто не любят джаз, могут встретить его элементы в других жанрах. Если посмотреть историю музыки, все жанры тесно взаимосвязаны и берут заимствования друг от друга. Так что, когда человек говорит, что не любит джаз и не слушает его, это не так. Они всё равно его слышит, только в других направлениях музыки. И рок, и поп – всё вышло, по большому счёту, из джаза. Все элементы, которые есть в джазовой музыке, присутствуют сегодня и в современной.

– А чем является джаз для вас?

– Джаз – это импровизация. Джаз – это образ жизни многих певцов и музыкантов, которые пытаются ответить себе на вопрос, кто они. Этот жанр музыки позволяет отыскать верный ответ, поскольку здесь есть место импровизации, творческому поиску. В джазе ты не можешь просто спеть «ла-ла-ла», ты должен слышать других, идти вслед за ними, быть готовым к экспериментам. И это будет делать тебя лучше, сильнее. Как музыканта, как вокалиста. Я считаю, что джаз более, чем какой-либо другой жанр, способствует росту и профессиональному мастерству в музыке.

– Популярен ли джаз сегодня в Америке?

– Абсолютно. Одно время джазу предрекали недолгое существование, но сейчас я вижу, как молодёжь в разных регионах Америки вовсю интересуется этим музыкальным направлением. Джаз только набирает популярность в нашей стране.

– Как меняется джаз в XXI веке? Какие вы видите тенденции?

– Я думаю, изменения коснулись того, что большинство людей стало отдавать предпочтение smooth-джазу («мягкому джазу» в буквальном переводе – прим. ред.). Кроме того, сейчас больше популярны R'n'b, соул-музыка. Эта музыка приносит и больший доход. Но я думаю, что истинные ценители джаза останутся верны этой музыке, причём такой, какой она была раньше. А вообще, всё постепенно возвращается к истокам. Я думаю, каких-то 10-15 лет – и всё вернётся на круги своя. Мне нравится, когда я встречаю молодых джазовых музыкантов, которые слушают Джона Колтрэйна, Эллу Фицджеральд. К сожалению, встречаются и те, кто, говоря, что играет джаз, на самом деле не знает его основ. Если ты хочешь сказать что-то новое в музыке, нужно сначала послушать старое. Фундамент везде один, и новое возвести можно только на старой основе.

– Какие события вашей насыщенной творческой жизни запомнились вам больше всего?

– Конечно же, моё первое сольное шоу, после которого я записала свой первый CD. Это был джаз-фестиваль в Сент-Люсии (островное государство, расположенное в Карибском море близ северных берегов Южной Америки – прим. ред.), который проходил в 2005 году. Это было незабываемо! Ещё одним знаковым событием стало для меня выступление моих студентов. Они записали мою музыку и исполнили её для меня в День матери. Кроме того, дважды мне выпадало счастье выступать с Карлосом Сантаной. Это, конечно, не передать словами – стоять на одной сцене с живой легендой дорогого стоит!

– Как давно вы работаете с детьми, у которых обнаружена дислексия?

– На протяжении десяти лет. Я даже не представляла, что заниматься с ними доставит мне такое удовольствие. Я учу их петь, и им это, действительно, помогает преодолеть свой недуг.

– Что вдохновляет вас на творчество?

– Меня вдохновляет сама жизнь! Я много путешествую, побывала уже в 58 странах, у меня много друзей. И меня всегда вдохновлял пример других. Например, я слушаю Стиви Вандера, Тину Тёрнер, Билли Холидэя, читаю истории их жизни, и меня это обогащает, заражает творчеством. Мне хочется делиться с людьми тем, что я могу им дать, хочется делать их чуточку счастливей, менять их жизнь к лучшему. Вот что является движущей силой моего творчества.

Справка «ПРОарта»
Трэйси ХЭМЛИН – джаз- и соул-вокалистка, наибольшую популярность снискавшая в США и Великобритании.
Сотрудничала с Глорией Гейнер, Disco Queen и Pieces of a Dream, выступала с такими легендами музыки, как Карлос Сантана, Маркус Миллер, Джонатан Батлер, Эсперанса Сполдинг, Чака Хан и др.
Занимала пост вице-президента отделения Грэмми в Вашингтоне, является сотрудником Национального совета попечителей Академии звукозаписи, директором и координатором St.Lucia Jazz Festival.
Дискография насчитывает шесть альбомов. 

Инна ШАЙИХОВА

Фото Даниэллы БЕРШАНСКОЙ