Сводя воедино замысел и реальность

Сводя воедино замысел и реальность

25.06.2021

Закулисье. С этим загадочно-чарующим словом у каждого возникают разные ассоциаций. Например, возвышенно-поэтические: магия, сказка, красота, кружево, тени, шёпот, искусство, вдохновение, фантазия, преображение. Или, наоборот, конкретные и прозаические: капли пота, декорации, репетиции, светофильтры, реквизит. Что же объединяет эти понятия? То, что все они так или иначе связаны с постановочной частью – важнейшей и неотъемлемой составляющей театрального волшебства. Благодаря её работникам воплощаются в реальность самые смелые режиссёрские замыслы.

О неслучайных случайностях, многообразной творческой жизни, новом опыте дистанционной работы, беспрерывном процессе познания и, конечно, о подготовке к долгожданной встрече со зрителями мы поговорили с главным специалистом постановочной части ДИ «Нефтяник» Ириной МАРТЫНОВОЙ и ведущим специалистом Евгением КУЗЬМЕНКО.

Евгений Кузьменко. В нашей жизни ничто не происходит случайно. Я с 16 лет был участником ансамбля народного танца «Юность Сибири», наблюдал творческий процесс изнутри, получил чёткое представление о том, как живёт и работает дворец искусств «Нефтяник». И хотя впоследствии я выбрал техническую специальность, не связанную с культурой, но Дворец всё равно стал частью моей жизни – несколько лет назад меня пригласили на работу в постановочную часть. Теперь мой прежний опыт работы очень пригождается здесь, на монтажах сценических площадок.

Ирина Мартынова. Скорее всего, это было стечение обстоятельств. Счастливое! Моя первая специальность – «бухгалтерский учёт, анализ и аудит», но в душе я всегда ощущала тягу к творческой деятельности. Когда от ДИ «Нефтяник» поступило предложение перейти к ним на работу в постановочную часть, то у меня не возникло никаких сомнений. Я с удовольствием приняла положительное решение. В Санкт-Петербурге я прошла дополнительное обучение, а математический склад ума и способность вычислять, просчитывать, фиксировать пригождаются всегда и везде. В том числе и в работе постановочной части.

 – Что вы считаете самым главным в своём деле?

Е.К.: – Главное – это сплочённость коллектива, единодушие и целеустремлённость, умение быстро принимать верные решения.

И.М.: – На первом месте – коллектив постановочной части и слаженность его действий. Когда ребята твёрдо знают свой функционал и понимают друг друга с полуслова, то работа превращается в удовольствие.

– Каковы ваши собственные секреты эффективного командного взаимодействия? Как удаётся добиваться слаженности?

Е.К.: – При возникновении каких-либо недопониманий, споров во время обсуждения технических моментов или монтажных работ лично я ставлю себя на место оппонента. Для того, чтобы увидеть проблему с иной стороны и найти правильное, устраивающее всех решение.

И.М.: – Необходимо всё-таки думать не только о том, как выполнить свой план, но также знать и учитывать особенности и принципы работы коллег по цеху. Только сотрудничество всех служб может привести к положительному результату. В сфере культуры ты не можешь думать только за себя, ведь любое зрелище – это продукт коллективного труда. Секрет прост: надо работать дружно.

– Пандемия и связанные с ней ограничения привели к отмене массовых мероприятий. Какие меры предпринимались постановочной частью ДИ «Нефтяник» для сохранения работоспособности сценического оборудования?

Е.К.: – Да, у нас год не было мероприятий. Но за это время мы в полном объёме провели обслуживание сценического оборудования и чистку одежды сцены, отреставрировали декорации.

И.М.: – На нашу большую «машину» ограничения не имеют права влиять! За период вынужденной паузы – отмены массовых мероприятий и перехода культурной жизни в онлайн-формат, – коллектив постановочной части ещё тщательнее и детальнее изучил механику сцены, провёл много обслуживающих мероприятий для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу после снятия ограничений и полную «боевую готовность». Скучать нам не приходится. Проведение онлайн-трансляций концертов и подготовка к возобновлению деятельности идут полным ходом. Мы готовы, и с нетерпением ждём новых встреч со зрителями, свежих эмоций, интересных познаний.

– Что вам принёс прошедший 2020 год в целом?

И.М.: – Понимание того, что в жизни всё бывает, и опять же, происходит не случайно. Также у нас появились возможности погрузиться в те процессы и вопросы, в которые мы не успевали погружаться, действуя в привычном ритме. Это время мы использовали для изучения потенциальных возможностей нашей сцены, работы на перспективу. Нам удалось в полной мере постичь те моменты, которые ранее приходилось немного упускать из-за нехватки времени. Поэтому благодаря сложившимся обстоятельствам мы смогли посмотреть на наш lворец новым взглядом. Все наработки будут применены в новом творческом сезоне.

Е.К.: – Мы вообще научились работать в некотором смысле по-новому, ещё более творчески подходить к задачам, отыскивать другие способы и методы их решения.

– Заметила, что все работники ДИ «Нефтяник», независимо от направлений деятельности, говорят в первую очередь о новых идеях и возможностях. Такой подход может только радовать…

И.М.: – Да, никто не опустил руки. Вместо впадения в апатию и покорного ожидания окончания пандемии каждый предпочёл занять деятельную позицию, сосредоточиться на своих обязанностях, на том, что зависит именно от него. Расслабляться нельзя. Малейшая поблажка самому себе в дальнейшем обернётся проблемами и сильно затруднит возвращение в нужный рабочий ритм. Поэтому наша команда должна всегда быть на подъёме.

В чём главное преимущество работы в сфере культуры и искусства? В том, что ты не можешь дважды столкнуться с одним и тем же; в этой ценности настоящего момента. Каждый спектакль, каждый концерт и всё, что происходит на нашей сценической площадке, – это каждый раз нечто новое. Даже если одна постановка идёт два дня подряд, то в любом случае это будут два разных показа. Прежде всего, разниться будет происходящее в закулисном пространстве. Это всегда новые эмоции, задачи и новая работа.

– У вас есть свои профессиональные приметы, предвещающие удачное мероприятие?

И.М.: – У актёров и режиссёров существует множество примет. Вроде той, что запрещает ронять сценарий перед премьерой. Мы с пониманием относимся к переживаниям коллег, тоже волнуемся. Но именно у специалистов постановочной части суеверий нет. Мы не можем даже частично, даже шутки ради полагаться на волю случая. Перед началом репетиций и работы над воплощением режиссёрского замысла мы должны быть полностью уверены в технически грамотном оформлении сцены и соблюдении всех требований безопасности. Мы отвечаем за тех людей, что находятся на сцене, поэтому здесь не может быть никакой «лирики». Только точность, конкретное знание.

Е.К.: – Безопасность превыше всего, и в таких вопросах нельзя полагаться на авось. Есть шутка: в каждом театре грубо нарушается одно главное требование техники безопасности – «не стой под грузом и стрелой». Это непреложный закон для строителей, но над головами тружеников сцены постоянно находятся в подвешенном состоянии сотни килограммов металла. Мы несём персональную ответственность за то, чтобы все сценические конструкции, все декорации были должным образом установлены и закреплены.

– Есть ли у работников постановочной части свой профессиональный сленг?

Е.К.: – Конечно, как у всех узкопрофильных специалистов. К примеру, при монтаже подвесных декораций над головами всех, кто находится на сцене, постоянно что-то поднимается или опускается. И если звучит слово «головы», значит, надо срочно обратить внимание на происходящее вверху и обезопасить себя от опускающегося предмета. А если звучит слово «зубы» – значит, что-то поднимается.

И.М.: – Это основные понятия. Также используются обозначения «майна» и «вира». А вообще, у нас очень много специальных терминов, существует даже отдельный словарь. Например, для большинства людей Арлекин – это сказочный персонаж, а для нас это вовсе не имя, а обозначение короткого горизонтального занавеса, который скрывает от зрителей верхние механизмы сцены. Но основное понятие – это, конечно же, «планшет». Этим словом мы обозначаем саму сцену, всегда говорим «на планшет в центр».

Этот понятийный аппарат универсален для всех специалистов постановочной части. Когда приезжают коллеги по цеху из других городов, мы прекрасно друг друга понимаем, говорим на одном языке.

– Назовите три обязательные составляющие отличного мероприятия.

Е.К.: – Проработка технических моментов при воплощении идеи режиссёра и художника. Слаженное взаимодействие как внутри постановочной команды, так и с другими службами – световой, звуковой. Взаимопонимание с артистами.

И.М.: – Скажу кратко: подготовка, открытие занавеса и, наконец, самое главное и самое приятное – аплодисменты.

Беседовала Анна СМИРНОВА

Фото Даниэллы БЕРШАНСКОЙ