Русская народная «Забава»

Русская народная «Забава»

20.08.2021

Среди тех, кто связал свою жизнь с профессиональным изучением и популяризацией народного творчества, как правило, не бывает людей случайных. Для истинных «народников» характерны личностные цельность и гармония, ясность жизненного выбора. Их творческий путь хочется сравнить с ровной лесной тропинкой, по которой так приятно ходить летним утром… Чем больше общаешься с такими людьми, тем сильнее убеждаешься, что истоки, традиции, фольклор – это особая стезя, которая сама выбирает человека. Уже на протяжении десяти лет во дворце искусств «Нефтяник» работает Наталья КНИГИНА – хореограф, руководитель образцового художественного коллектива ансамбля народного танца «Забава». Благодаря этому увлечённому профессионалу многие дети открыли для себя удивительный мир русской культуры.

– Как искусство народного танца пришло в вашу жизнь?

– В возрасте шести лет мама отдала меня в школу искусств на хореографию. Чуть позже в эту школу пришёл новый педагог – Николай Александрович Афанасьев, замечательный человек. Он стал преподавать у нас народный танец. На тот момент его основным детищем был большой самодеятельный коллектив народного танца на базе обычной школы. Мне настолько понравились уроки Николая Александровича, что в итоге я перешла из школы искусств в его ансамбль. Со временем этот коллектив получил звание «народный». Благодаря Николаю Александровичу Афанасьеву я полюбила русский танец и осталась в профессии.

– У вас были альтернативные пути творческого и профессионального развития?

– Скорее, нет. Уже в восьмом классе я точно знала, что буду хореографом. Через год поступила в Орский колледж искусств на отделение хореографии. Самое интересное, что на первом курсе не оказалось общеобразовательной программы за десятый и одиннадцатый классы, поэтому параллельно с основной учёбой я занималась ещё и в вечерней школе. Конечно, можно было поступить в этот колледж и после одиннадцатого класса, но ждать уже не могла, так сильно хотелось танцевать!

– Каким был ваш путь во дворец искусств «Нефтяник»?

– В 2004 году из города Орска, что находится в Оренбургской области, я переехала жить в Сургут. Спросила у знакомых, есть ли в городе взрослые ансамбли народного танца. Мне ответили, что в ДИ «Нефтяник» работает хороший коллектив – «Юность Сибири». Я пришла на репетицию «Юности Сибири», чтобы заниматься самой. Руководитель ансамбля и заместитель директора Александр Борисович Уржумов узнал, что у меня хореографическое образование, и предложил работать во дворце искусств. Так я осталась в «Нефтянике». Позже начала преподавать у младших групп «Юности Сибири» под кураторством Александра Борисовича и Евгении Валентиновны Уржумовых, а затем создала свой коллектив – «Забаву».

 – Как появилось название «Забава»? Оно сразу навевает ассоциации с чем-то исконным, близким и родным каждому: и со сказочной царевной, и с народными гуляниями, и с молодецкой удалью.

– Появилось оно словно ниоткуда, само по себе. Я знала, что у меня будет свой коллектив, и мы все придумывали для него название. Свои идеи предлагали ребята, родители, коллеги, но всё как-то не подходило. И вот – очередная планёрка, на которой мне надо было уже записать в план точное название нашего коллектива. Татьяна Олеговна Голубкова спросила: «Наташа, как же называется ансамбль?». А я ни с того ни с сего ответила просто: «Забава». Озарение пришло в нужный момент.

– Каковы преимущества народного танца?

– Во-первых, это связь народного танца с историей коренных жителей разных стран. Через него мы приобщаемся к обрядовой и бытовой культуре того или иного народа, получаем возможность понять и прочувствовать его самобытность. Во-вторых, даже в современных направлениях мы можем встретить элементы народного танца. Например, в брейк-дансе есть трюковые элементы. В-третьих, занятия народным танцем многое могут дать в образовательном плане: таким образом мы передаём историческое наследие будущим поколениям, развиваем бережное и трепетное отношение к национальным традициям. В-четвёртых, это физическое развитие: красивая осанка, координация, выносливость, моторика, пластичность и грациозность.

– Каким вам видится будущее этого вида искусства?

– Народный танец был, есть и будет. Он продолжит жить, потому что человеку важно сохранять национальные культурные ценности.

– Что может послужить импульсом для рождения нового танцевального номера?

 – Для меня лично – это музыкальная композиция. Бывает, услышу какую-то интересную народную мелодию или песню и начинаю искать подходящую обработку, чтобы впоследствии танец выигрышно смотрелся на нашей современной сцене. А бывает наоборот – встречу где-то интересный сюжет, и появляется желание на его основе создать номер. Тогда я в соответствии с этой идеей подбираю музыкальное оформление, костюмы.

– Как родился номер «Лапти»?

– Я услышала детскую песню в хорошей обработке, уже готовую. Она мне понравилась. Конечно, это номер создан по принципу иллюстративности – мы обыграли текст песни.

– Какие номера из репертуара коллектива имеют для вас наибольшее значение?

– Танец «Колотила-молотила» стал для ансамбля визитной карточкой. Это тоже тот случай, когда я услышала зажигательную мелодию и решила создать под неё задорный танец. Это наш первый массовый номер, который попал на большую сцену и был по достоинству оценён компетентным жюри на международных конкурсах. На всех обсуждениях – где бы мы ни были – эксперты отмечали его, констатировали, что танец хорошо выстроен и композиционно, и музыкально.

– К сожалению, пандемия внесла коррективы и в график выступлений, и в репетиционный процесс. Какой вы представляете обновлённую «Забаву»?

– В 2019 году в нашем коллективе появился второй педагог-хореограф Диана Икрянникова. Также мне очень помогает Борис Безруков, ещё один наш руководитель. Благодаря нашему педагогическому составу есть возможность набирать большее количество детей, делать репертуар разнообразным. Отмечу, что у нас занимается порядка 90 человек, но хочется набрать ещё больше воспитанников! Поэтому обновлённую «Забаву» представляю большим коллективом с разновозрастными составами детей, с мужскими группами и многочисленным основным составом исполнителей. Также надеюсь, что после возобновления работы дворца у нас будет возможность выезжать на фестивали и конкурсы в другие города.

– Есть распространённое заблуждение, что народный танец – занятие для девочек. Хотя известно, что хороший воин ловок и в бою, и в пляске. Как бы вы порекомендовали прививать интерес к танцу именно мальчикам?

– У нас уже сформирована такая концепция, в коллективе организована отдельная группа мальчиков. Мы обучились фланкировке мечами, ведь мужской пляс изначально был боевым. Такие трюки требуют силы и выносливости, хорошо развивают физические данные. Ребятам нравится, они с удовольствием занимаются фланкировкой под руководством Бориса Валентиновича. А заинтересовывать мальчиков надо мужским репертуаром. Задумок очень много…. Мы хотим поставить номера «Богатыри», «Солдаты». Уже готовы атрибутика и реквизит.

– Какие качества желательны для успешных занятий народными танцами?

– Уровень хореографии за последние десятилетия значительно вырос, и детские ансамбли сегодня в хорошем смысле конкурируют друг с другом. Это привело к тому, что занятия стали подвластны уже далеко не каждому. Руководитель должен увидеть в ребёнке потенциального танцора, строить свой прогноз, исходя из его умений и способностей. Для танцевальных занятий требуются крепкая память, воображение, музыкальность, артистизм. А самое главное – хорошие физические и хореографические данные, такие как выворотность ног, состояние стоп, танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок. Но не стоит пугаться, мы всё-таки самодеятельный коллектив. Если у ребёнка не хватает каких-то физических данных, то отличное чувство ритма, обаяние и артистичность могут компенсировать их. С такими детьми можно ставить сюжетные, игровые номера, которые тоже будут интересно смотреться. А если воспитанник обладает усердием и трудолюбием, то многие качества можно со временем развить.

– Задача – привлечь и увлечь ребёнка. У вас есть собственные методы?

– Конечно, занятия хореографией – большой физический труд. Дети, как правило, устают после тренировок и репетиций. Но главное для нас, педагогов, – это метод «от простого к сложному». Во время занятий я стараюсь подбадривать воспитанников, акцентировать внимание на том, что у них действительно хорошо получается. Это мотивирует детей. Все уроки в младшей группе проходят в игровом формате. Так ребятам легче адаптироваться, у них появляется интерес к занятиям. Конечно, со временем нагрузка увеличивается, игра уходит. И дети уже начинают понимать, что такое дисциплина, и переживают, если мы что-то не успеваем выполнить. Сейчас занятия проходят в онлайн-режиме, но дети по-прежнему серьёзно настроены и ответственно подходят к урокам

А ещё я часто рассказываю ребятам истории из собственной практики, мы с ними смотрим видеозаписи собственных номеров и других танцевальных коллективов, иногда собираемся в неформальной обстановке, чтобы пообщаться и интересно провести время. Это сближает, мы стали одной большой семьёй.

– Современные трендовые направления и популярные молодёжные онлайн-платформы – это помеха или, скорее, средство пробудить у детей интерес к искусству танца?

– Считаю, что современные интернет-технологии открывают перед нами большие возможности. Сейчас каждый может найти любой интересующий материал, чем-то увлечься и, возможно, чему-то научиться. Для детей это неплохо на первоначальном этапе, когда они только выбирают, чем заниматься, в каком направлении двигаться, в какой коллектив пойти... Но никакие технологии не заменят живое общение, а тем более полноценных занятий в хореографическом коллективе под руководством грамотных педагогов.

Беседовала Анна СМИРНОВА

Фото Даниэллы БЕРШАНСКОЙ