Не играть, а жить. Часть 2

Не играть, а жить. Часть 2

22.01.2021

Окончание. Начало в «НП» №50 от 11.12.2020

Завершаем интересный, содержательный разговор с руководителем театра «Два с половиной» (ДИ «Нефтяник») Александром БУДКОВСКИМ и актёром Андреем КОНЫШЕВЫМ.

– Как коллектив театра «Два с половиной» выстраивает взаимодействие со зрителями?

А.Б.: – Предпочитаем очень простые взаимодействия. Мы не заигрываем с ними, не идём у них на поводу и, наверное, людям это нравится. Зрители ценят открытость и честность, некоторое озорство. Мы просто показываем, как чувствуем, как видим, как понимаем. Мы рады любой обратной связи, всегда поддерживаем диалог, ведём активную работу в соцсетях. Главный критерий в общении с людьми прост: надо быть честными, быть самими собой.

А.К.: – Взаимодействие есть, и это уже замечательно. Мы научились общаться через экраны мониторов и смартфонов, понимать друг друга и радоваться общению. Это лучше, чем ничего.

– У вас есть лайфхаки, помогающие поддерживать оптимизм, вдохновение и рабочий настрой?

А.Б.: – Нам это не требуется. Мы собрались своим коллективом, объединённые общим интересом. Нам это необходимо, мы этого хотим, без этого не можем. Мы не играем в театр, а живём им. Никакие дополнительные стимулы здесь не нужны – только искренняя безграничная любовь к театру. Люди с иным мировоззрением у нас не приживаются.

А.К.: – Я стараюсь видеть творчество всегда и во всём. А если желанное вдохновение не приходит, то напоминаю себе, что творчество – это колоссальный труд. Когда мы учимся чему-то и практикуемся в этом занятии, между нейронами нашего мозга образуются связи. Чем их больше и чем они устойчивее, тем лучше мы справляемся с задачами. Так приобретается опыт, оттачиваются навыки в любых областях. Поэтому если мы хотим делать что-то хорошо, важно регулярно практиковаться. Друзья, не стоит ждать, когда снизойдёт Муза. Порой даже через «не хочу» нужно заставлять себя трудиться, творить, достигать цели. Начинайте прямо сейчас – и у вас обязательно всё получится!

– Чем станет освоение online-пространства для театрального искусства – спасением или бедой? Должен ли театр конкурировать за зрительское внимание с платформой Tik Tok?

А.Б.: – Для театрального искусства это беда. Повторюсь: может, я «старовер», но для меня театр – это живое общение, когда в зрительном зале происходит контакт с актёром, с режиссёром, со сценографом, когда другой мир затягивает зрителя. Такого эффекта невозможно добиться в online-пространстве. Есть некоторые отдельные эксперименты, но это немного не то.

Должен ли театр конкурировать с платформой Tik Tok? Скажу, что Tik Tok – это не конкурент театральному искусству, это просто новомодное веяние. Спустя некоторое время оно сойдёт на нет, а театр проверен годами, веками, тысячелетиями. Он может трансформироваться и видоизменяться, но всегда был, есть и будет. Да, у каждого из нас свои увлечения, всё имеет право на жизнь, но тренды приходят и уходят, а сценическое искусство вечно.

А.К.: – Театр должен оставаться театром. В этом я убеждён на все сто процентов! Согласитесь, когда зритель находится в зале, чувствует паузы, сопереживает персонажам, ждёт и получает ответы на вопросы, – это одно. А когда зритель устраивается перед монитором и смотрит запись – это совершенно иное. Во время «живого» просмотра спектакля между актёрами и зрителями возникает энергетический мост, который невозможен при онлайн-формате.

– Какое направление работы для вас приоритетное на данный момент?

А.Б.: – Сохранение всего, что удалось наработать и достичь. Я очень сокрушаюсь по поводу эпидемической ситуации и вызванных ею ограничений: только-только начала действовать наша театральная студия, нам только-только удалось отладить некоторые механизмы, помогающие подготавливать и вводить студийцев в репертуарные постановки, только-только студийцы «раскрылись» и начали заниматься… А теперь этот процесс прерван уже скоро как на год. Простой вызывает лёгкую панику: если долго не выходить на сцену, то все навыки теряются, а взаимосвязи в команде рвутся. Тяжело. Поэтому главная задача сегодня – сохранить театральную студию.

А.К.: – На данный момент для меня в приоритете освоение нового материала, чтение художественной и специальной литературы, постоянный поиск информации и ответов на свои профессиональные вопросы.

– У вас возникали идеи поэкспериментировать, например, с кино? Видеоверсия спектакля «Нефть – на кончике долота!» или мини-сериал на его основе представляются очень хорошо.

А.Б.: – Эксперименты с кино, конечно же, есть. Мы хотим попробовать себя в этом жанре, но всё-таки кинорежиссура и режиссура театральная – принципиально разные. Ты можешь преуспевать в театральном искусстве, но не факт, что получится реализовать себя в кино. Вероятность того, что когда-нибудь мы снимем либо мини-сериал, либо документальный фильм про сургутских нефтяников-первопроходцев, высока. Но пока это всего лишь планы.

А.К.: – Все мы понимаем, что в театре преобладает сценическая условность: декорации, свет, звук. В фильме или сериале потребуется большая правдоподобность, не говоря уже о ряде технических моментов. Если же выбирать между спектаклем, полнометражным фильмом и сериалом, то в приоритете для меня останется первое. А если говорить о кино в целом, то у нашей труппы такой опыт уже есть, правда, небольшой. Спектакль «Нефть – на кончике долота!» вполне может быть фильмом, почему бы нет?

– Ваше творческое кредо останется прежним?

А.Б.: – Несомненно! Хочется победить сложившиеся обстоятельства и начать снова встречаться со зрителями, вместе развиваться культурно, расти духовно. Творить для любимых зрителей и для себя!

А.К.: – Моё кредо звучит примерно так: «Жизнь происходит сейчас». Это самое важное для меня как для творческого человека, актёра, коллеги и семьянина. Важно помнить, что мы живём в настоящем моменте: творим, действуем, строим планы и реализуем их. Сегодня мы должны стать лучше, чем были вчера. Важно не откладывать надолго воплощение задуманного, стремиться каждый день добиваться поставленных целей и находить поводы для радости!

Беседовала Анна СМИРНОВА 

Фото Даниэллы БЕРШАНСКОЙ и Игоря ЕСМАНА