Музыка жизни, или Памяти Анатолия Серпутько
19.03.2021
Жизнь – это дар и высшее искусство. Величайшие умы сравнивали её с театром. Например, античный философ Сенека изрёк: «Жизнь – как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна».
А ещё жизнь по праву сравнивают с мелодией, музыкой. Какой именно? Нет единственно верного ответа, потому что у каждой судьбы свой жанр, каждое сердце бьётся в собственном ритме. Но неслучайно музыкой жизни так часто называют джаз с его переменчивой, импровизационной, неповторимой сутью и поразительной способностью влюблять в себя с первых аккордов. Жизнь есть сон? Нет, жизнь есть джаз!
На протяжении двадцати лет джаз-ансамбль ДИ «Нефтяник» «Резонанс» возглавлял Анатолий СЕРПУТЬКО (1960-2020). Воспоминаниями об этом талантливом музыканте и ярком человеке поделились коллеги и друзья.
Александр РОГОЖНИКОВ, начальник артистического отдела, солист джаз-ансамбля «Резонанс»:
– Когда я был подростком и ходил на занятия в старый ДИ «Нефтяник», то каждый раз поднимался на второй этаж, шёл в кабинет художественного руководителя Ольги Павловны Зыряновой и проходил мимо волшебной комнаты – репетиционного класса джаз-ансамбля «Резонанс». Я боялся туда зайти! Я каждый раз останавливался возле этой красивой лакированной двери и слушал, как играют музыканты. Иногда оттуда кто-то выходил, и я мельком видел обстановку этого кабинета, инструменты, афиши «Резонанса» на стенах. Так я узнал об этом легендарном коллективе, руководителем которого на тот момент был Анатолий Иванович Серпутько. Потом я часто наблюдал их выступления, восхищался и даже представить не мог, что когда-то стану частью этого коллектива. Прошло время, я повзрослел, и судьба снова привела меня в ДИ «Нефтяник». Я пришёл сюда работать солистом, и всё равно не мог решиться попроситься в «Резонанс».
Когда не было нового здания, ребята базировались в одном из помещений гостиницы «Нефтяник». Солисткой была замечательная Светлана Шалдырван. Я подходил к ней, говорил о своей готовности попробовать себя в качестве солиста «Резонанса» и просил её поговорить с Анатолием Ивановичем. Ребята тепло меня приняли, я влился в коллектив естественно и незаметно. Сегодня джаз-ансамбль «Резонанс» – это моя опора.
Анатолий Иванович был идейный вдохновителем нашего коллектива. С ним можно было решить любой вопрос, он поддерживал любые творческие начинания, был очень компетентным, прекрасно разбирался в музыке. У него было удивительное, редкое качество: даже когда он критиковал, его замечания не были обидны, не воспринимались как критика. Это были добрые советы старшего друга, внимательного заинтересованного наставника. Мы всегда чувствовали исходящую от него любовь. У него было самое важное качество руководителя – умение объединить и направить. Мы, люди искусства, народ взбалмошный, нас переполняет бешеная энергия, но Анатолий Иванович всегда умудрялся всех нас, таких разных и шумных, собрать. В кризисные моменты он умел быстро «затушить» все «очаги возгорания», всех сплотить и вернуть в состояние равновесия. Но при этом Анатолий Иванович никогда не позиционировал себя именно как руководитель. Он не стремился заявлять о себе, быть на первых ролях, он просто действовал и жил своим делом, своей работой, своим ансамблем. Он не был отцом-основателем, но он стал просто отцом для этого коллектива.
Когда в жизни Анатолия Ивановича наступил тяжёлый период – а это значит, что и в нашей жизни он наступил тоже, – мы трудно переносили его отсутствие. Мы до последнего верили, что Анатолий Иванович в любой момент вернётся, поэтому его гитару никто не трогал. Когда он мог, то приходил на наши репетиции.
Для нашего коллектива, для всего дворца это невосполнимая утрата. Такие люди, как Анатолий Иванович Серпутько являются авторитетом, гордостью и, что называется, брендом «Нефтяника». Когда мы провожали его в последний путь, меня поразило количество людей, пришедших проститься с ним. Среди них я увидел самых известных музыкантов нашего города, очень высокопоставленных персон. Это показатель! И тогда я по-настоящему осознал, насколько масштабная личность от нас ушла – музыкальная легенда, один из столпов. Джаз в Сургуте десятилетиями создавали, прославляли, продвигали «Резонанс» и Анатолий Серпутько.
Для меня так всегда было: «Нефтяник» равно «Резонанс», «Резонанс» равно «Нефтяник». А для меня эти два понятия неотделимы от Анатолия Серпутько. Мы всегда его вспоминаем, и он всегда с нами: если вы зайдёте в репетиционный класс «Резонанса», то увидите его портрет.
В этом году у нашего коллектива юбилей – «Резонансу» в мае исполняется 35 лет. Значительную часть праздничного концерта мы намерены посвятить Анатолию Ивановичу.
Николай ТИМОФЕЕВ, руководитель джаз-ансамбля «Резонанс»:
– Начну с того, что впервые увидел ансамбль «Резонанс» я в 1997 году, в возрасте десяти лет, на юбилейном концерте в старом здании дворца. Там играли очень сильные музыканты, многие из которых сейчас живут и работают за границей или в Москве. У «Резонанса» всегда были очень хорошие база и школа.
Наверное, Анатолий Иванович – лучший музыкант, которого я видел вживую. Его владение гитарой – это нечто невероятное, я бы охарактеризовал этот уровень мастерства как «Моцарт гитары». И, конечно, Анатолий Иванович для меня наставник, хороший друг. Наш коллектив – это не просто ансамбль, но ещё и творческая семья. Как мы познакомились с Анатолием Ивановичем? Это произошло при немного загадочных обстоятельствах, в то время я учился в консерватории города Магнитогорска. И всё началось с того, что мне позвонил Андрей Мараховский и предложил поработать в составе «Резонанса». А я после того юбилейного концерта стал фанатом этого коллектива, ходил на каждый джаз-клуб, пробивался всеми правдами-неправдами… Потом Андрей Иванович передал трубку Анатолию Ивановичу, который сказал: «Приезжай, мы что-нибудь придумаем».
Я начал готовиться: в начале июня взял материал и до середины июля буквально «вгрызался» в него, извлекал из репертуара всё, что мог. Хотелось приехать подготовленным, потому что уровень музыкантов джаз-ансамбля «Резонанс» всегда был высок. Что ни говори, а консерватория – это всё-таки больше про «бумаги», а в реальной жизни приходится мыслить иными категориями. Как говорил Анатолий Иванович, сначала идёт консерватория, а потом работа над ошибками. Надо отдать ему должное: не будучи педагогом, он так наглядно показывал и объяснял, что всё сразу становилось понятным. Его принцип обучения был такой: захочешь – научишь и научишься, не захочешь – никто тебя не заставит. Много людей отсеивались, не выдерживали темпа, нагрузки. Остались самые крепкие ребята, и – слава Богу – дело идёт и процветает. Анатолий Иванович посвятил всю жизнь этому ансамблю. Целиком и полностью. До последних своих дней говорил всегда о нём.
Андрей МАРАХОВСКИЙ, саксофонист джаз-ансамбля «Резонанс»:
– Моё знакомство с Анатолием Ивановичем началось в середине 90-х годов, когда я ещё был студентом музыкального училища и приходил на репетиции «Резонанса». Это был очень заботливый человек, чуткий и высокопрофессиональный. Потом, уже в 2004 году, после моих учёбы в екатеринбургской консерватории, возвращения в Сургут и нескольких лет работы в театре, Анатолий Иванович пригласил меня в коллектив.
Я счастлив, что много лет работал с таким замечательным человеком. Это был не просто талантливый музыкант, но и любящий семьянин, вырастивший дочь и сына. Никогда не слышал, чтобы он повышал голос или резко высказывался о чём-либо. Напротив, Анатолий Иванович всегда шутил, ценил одесский юмор и всех к нему приобщил.
Ольга ЗЫРЯНОВА, заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры, ветеран труда ПАО «Сургутнефтегаз»:
– Ансамбль «Резонанс» я всегда воспринимала как этакого породистого зверя. Ни у кого не было, а у нас был! У нас был единственный в городе джазовый ансамбль в то время, когда кругом играли одни лишь ВИА.
«Резонанс» – это, прежде всего, классные музыканты. Во все времена. Не раз слышала, как столичные артисты восхищались уровнем их мастерства. Их игра могла украсить любую концертную программу! А уж какие они джаз-клубы устраивали – это было что-то!
Я всегда знала, что в моём творческом патронташе есть патроны особого калибра, бьющие на поражение прямо в сердце зрителя. Художественному руководителю очень важно иметь такое оружие.
С Толиком мы сблизились, когда он уже возглавил коллектив. Он был очень спокойным, сдержанным, что свойственно далеко не всем людям искусства. Помню, как мы готовились к подтверждению званий коллективов, все были на нервах, а он пришёл, такой невозмутимый, и говорит: «Ольга Павловна, всё хорошо, все документы подготовлены. А за что вы больше всего переживаете?». Я ему, возьми, да и скажи правду: «За то, что вас будут слушать те, кто плохо понимает, что такое джаз». Он так удивился тогда, потому что не ожидал, что я буду на их стороне. И вот как-то с этого момента мы с ним и сдружились. Мне было с ним тепло, комфортно.
Его уход для меня был, конечно, как гром среди ясного неба. Но радует то, что дело, которому он отдал столько лет, продолжает жить. Идут годы, меняются стены дворца, а «Резонанс» по-прежнему продолжает бередить души зрителей!
Татьяна ГОЛУБКОВА, ветеран труда ПАО «Сургутнефтегаз»:
– «Резонанс» для меня всегда был и остаётся высокопрофессиональным коллективом, славившимся своими Музыкантами с большой буквы. Какие бы задачи не стояли перед коллективом, в каких жанрах им бы не приходилось работать – они всегда делали это наилучшим образом. Но главным увлечением коллектива был, есть и будет джаз.
В старом дворце джаз-клубы были особой программой. Билеты на них бронировали заранее, посетить данное мероприятие считалось престижным. А подготовкой к клубу музыканты занимались в буквальном смысле день и ночь. В звёздный состав коллектива в разное время входили Михаил Терезанов, Сергей и Игорь Поляковы, Николай Семёнов, Павел Зотов, Леонид Шарапов, Олег Евстафьев, Вячеслав Калмазан, Владимир Бурметов и Анатолий Серпутько, который сохранил преданность коллективу до самого конца.
В жизни Анатолия Ивановича было две большие любви: семья и гитара. Причём, он никогда не ставил одно или другое выше – они существовали на равных. И так же трепетно, как он говорил о своих Оле и Кристине, он мог часами с увлечением говорить о музыке. Став руководителем коллектива, очень тщательно подходил к подбору кадров. Николай Тимофеев, Елена Медведева, Светлана Шалдырван, Дмитрий Анисимов и другие – Анатолий Иванович всегда видел талантливых молодых людей, старался привлечь их и всегда боролся за них. Главным критерием отбора было отношение к джазу как к высшему достижению в музыке.
Во времена нашей «бродячей жизни», когда приходилось искать помещения для выступлений, мы организовывали джаз-клубы в баре Peoplе. Программы готовили совместно со Светланой Шалдырван – самой профессиональной джазовой певицей в Сургуте на тот момент, по мнению А.И.Серпутько. И это были великолепные программы, которые приоткрыли для меня дверь в удивительный мир джаза. Это сложно, но очень круто, затягивает навсегда. И самым «лакомым», по моему мнению, (то, чего я ждала больше всего), в конце вечера были джем-сейшны, на которых собирались все городские музыканты.
Кроме джаза, Анатолий Иванович любил классический зарубежный рок. И вот тут наши интересы сошлись. Это был лучший судья на конкурсах художественной самодеятельности среди рок-групп. Самородков он видел сразу, отмечая хороший уровень самоучек в любом жанре. Ну и авторитетом среди них пользовался. Помню, после первого такого конкурса, который я организовала в рамках фестиваля, ко мне подошли молодые амбициозные ребята из известной команды «Император» и попросили организовать им «прослушивание мастера». Они хотели услышать, как Анатолий Иванович играет на гитаре. Я привела их на один из вечеров с участием «Резонанса», там Серпутько играл своего любимого Гарри Мура. Пацаны замерли, а потом долго, с восхищением рассказывали мне, как это было круто…
Светлана ШАЛДЫРВАН, экс-солистка джаз-ансамбля «Резонанс»:
– В книге истории моей жизни джаз-ансамбль «Резонанс» занимает отдельную и особую главу. Потому что в период моего пребывания в этом коллективе под бессменным руководством Анатолия Ивановича Серпутько – это даже работой нельзя было назвать. Так как в эту Семью профессионалов с большой буквы, у которых было, есть и будет чему поучиться, каждый день ходили как на праздник! Разнообразие задач заставляло постоянно погружаться во что-то новое – от юбилеев с многочисленным репертуаром 50-70-х годов до самого непонятного для меня в то время джаз-авангарда на джем-сейшнах...
Об этом коллективе и об Анатолии Ивановиче можно говорить часами – есть что вспомнить. Чего только стоят всевозможные поездки, работа на одной концертной площадке с музыкантами не только российского, но и международного уровня!..
Инна ШАЙИХОВА, ведущий специалист литературно-драматического отдела ДИ «Нефтяник»:
– В одном из интервью я как-то спросила Анатолия Ивановича: «Почему джаз по-прежнему остаётся элитарной, а не популярной музыкой?». Он сказал, что причина заключается в том, что джаз редко бывает на слуху. «Вот, например, как формировалась джазовая культура в городе Сургуте? – продолжил он рассуждать. – С 1996-го по 2003 год мы проводили джаз-клубы. На протяжении семи лет каждый месяц джаз-ансамбль «Резонанс» готовил новую программу, включавшую в себя 14-15 произведений известных джазменов. У нас были совместные проекты с Игорем Бутманом, к нам приезжали профессора Гнесинки. За время джаз-клубов мы переиграли около 2 тысяч джазовых стандартов и более 600 концертных произведений. Всё это делалось для того, чтобы привлечь людей, чтобы они понимали эту музыку, чтобы у неё становилось всё больше и больше поклонников. Таким образом и прививался вкус к джазу».
Привить вкус к джазу как можно большему количеству людей – в этом, мне кажется, Анатолий Иванович видел свою миссию. Он ревностно относился к тому, чем занимался. Отстаивал право играть то, что непосвящённым, казалось поначалу неинтересным, и право звучать в соответствии со своими эталонными представлениями, а не представлениями толпы.
Такая упрямая вера в звезду по имени Джаз оборачивалась в конечном итоге обращением в ряды поклоняющихся этой прекрасной музыке всё большего количества людей. Я, кстати, стала одним из таких обращённых. И в этом заслуга Анатолия Ивановича. Именно он познакомил меня с этим удивительно выразительным, маняще притягательным и необычайно богатым музыкальным миром…
Беседовали Анна СМИРНОВА и Инесса БАРК
Фото из архива ДИ «Нефтяник»
Загрузка схемы зала...
Вы выбрали:
Нажимая кнопку Оплатить, Вы соглашаетесь с правилами и условиями обслуживания.