Роль на сцене и в жизни

Роль на сцене и в жизни

31.05.2019

Уже много было сказано об успехе спектакля «Бойцовский клуб» в Санкт-Петербурге. Но справедливости ради стоит отметить, что зёрна попали на подготовленную почву: зрители культурной столицы уже были знакомы с театром «Два с половиной» благодаря актёру Никите Францукову и спектаклю «Аккомпаниатор».

– Кому принадлежала идея поставить «Аккомпаниатора»?

– Идея спектакля пришла в 2011 году режиссёру Александру Будковскому. Тогда мы были студентами кафедры режиссуры СурГУ, и этот материал – пьесу Марселя Митуа, – Саша выбрал для своего дипломного проекта, а исполнить главную и единственную роль предложил мне.

Меня сразу заинтересовала эта роль, ведь в подобных спектаклях ты один на один со зрителями, тебя не «прикрывают» сценические партнёры, спрятаться некуда, поэтому надо прожить роль от открытия до закрытия занавеса. Для студента-пятикурсника – это вызов, настоящее испытание.

– В чём, на ваш взгляд, главная изюминка спектакля?

– На этот вопрос нет однозначного ответа. Ведь опытный зритель всегда видит несколько больше того, что изначально намеревался показать создатель. Какой смысл ты ни вкладывал бы в свой спектакль, зритель всегда примеряет ситуацию героя на себя, проводит параллели с собственной жизнью и находит свои ответы на вопросы, которые ты, казалось бы, не задавал. Самое поразительное, что эти ранее скрытые смыслы вполне оправданы. Магия театра!

В «Аккомпаниаторе» речь идёт, конечно, не только о непростой жизни неизвестного музыканта, пребывающего в тени кумира. Каждому человеку доводилось хоть раз укорять себя за то, что так мало сделано, выдающиеся результаты не достигнуты; у каждого часто возникает соблазн опустить руки и пожалеть себя… Этот спектакль про всех нас.

– Что вам сказали петербуржцы после первого показа?

– Я не привык делить зрителей по территориальному признаку. Зритель есть зритель! Он пришёл, занял место в зале и ждёт спектакль. Но реакция публики была однозначно положительной. К тому же в Санкт-Петербурге «Аккомпаниатор» играется в культурном центре «Дом Шрёдера». Для знающих, кто такой Карл Иванович Шрёдер, это было несколько символично.

– Какой подход вам ближе: нет маленьких ролей – есть «маленькие» актёры или первенство во всём?

– Интересный вопрос. Когда наш театр только начинал свой путь в 2012 году, у нас не было большой труппы и приходилось ставить камерные пьесы для нескольких актёров. Разумеется, все роли тогда были главные. Шло время, наш коллектив рос и развивался, репертуар становился серьёзнее и обширнее. Я играл преимущественно центральных героев, но в один из таких периодов специально попросил режиссёра Александра дать мне эпизодическую роль. Ведь маленьких ролей действительно не бывает! Компромисс нашли в спектакле «1984», – я сыграл антагониста О’Брайена.

– Ваша любимая роль на сегодняшний день?

– Предпочитаю не делить свои роли на любимые и нелюбимые. Я люблю театр и сцену, люблю все роли, которые играл и играю, как удачные, так и те, над которыми нужно ещё работать. Но у меня есть любимый спектакль из репертуара театра «Два с половиной» – это «Конец игры» по пьесе Сэмюэля Беккета.

– Роль вашей мечты?

– Так вышло, что у меня много ролей, которые сами по себе сильные, интересные, разноплановые: Тайлер Дёрден, Дон Кихот, Хлестаков и многие другие. Я хочу пополнять эту «копилку» и стремлюсь относиться к каждой из своих ролей, как к роли мечты!

– В чём преимущество моноспектакля перед традиционным?

– Не думаю, что здесь есть какие-либо явные преимущества. Как, прочем, и недостатки. Легко не бывает ни здесь, ни там. В моноспектакле актёр постоянно на сцене, он должен увлечь зрителя и удерживать его внимание. Спектакли, где на сцене двое, тоже сложны. Если ты не слышишь, не чувствуешь партнёра, а просто докладываешь свою часть текста, то зритель быстро заскучает и отстранится от происходящего. Не говоря уже о массовых спектаклях, когда на сцене целая труппа! В таких случаях каждый персонаж – это как винтик в швейцарских часах.

Главным преимуществом я считаю не формат спектакля, а… сам театр! Как говорил Константин Станиславский: «Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».

P.S. Уважаемые зрители, напоминаем: показ спектакля «Аккомпаниатор» состоится 16 июня в 18:00.

Стоимость билетов от 200 до 400 руб.

Справки и бронирование по телефону: 414-321.

До встречи во дворце искусств «Нефтяник»!